Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
|
30.06.2016, 13:23 #1 | #1 |
|
Туманное видение еврорейха?
Политики Германии, Франции, а заодно и Италии, завели речь о «европейском супергосударстве», которое должно прийти на смену ЕС. Проект, который немецкий министр Франк-Вальтер Штайнмайер намерен представить в Праге в начале июля, описывает общие внешнюю политику, налоговую и визовую системы. Также говорится об ослаблении роли НАТО в этом суперобразовании.
Идея единого «супергосударства», о котором один весьма инициативный немецкий человек, герр Штайнмайер, расскажет 4 июля (случайно ли выбрана такая дата — День независимости США?) в Праге, давно уже витает в воздухе. Эксперты уже несколько лет рассуждают о некоем очередном «рейхе» со столицей где-нибудь в Берлине и с настоящим правительством, а не с «наднациональными институтами» вроде тех, что имеет ЕС. Похоже, идея на глазах превращается в политическую инициативу. И, конечно же, представлять инициативу будут немцы. Однако не стоит думать, будто речь идёт о каких-то национальных ценностях и (не дай бог) о расовой чистоте. Всё наоборот: идеологи «супереврогосударства» желают проповедовать на территории нового объединения отказ от контроля за собственными границами «бывших» государств. Таким образом, потоки беженцев смогут перемещаться абсолютно свободно. Выходит, что данная инициатива в целом согласуется с политикой фрау Меркель и базируется на тех самых европейских ценностях, которые и подразумевают свободное перемещение физических лиц без виз и границ. Своего рода Евросоюз, только под флагом настоящего государства, а не квазигосударственного образования с жёлтыми звёздочками. Ну, и понятно, кто будет главным. Не Греция с Кипром. И, конечно, не откалывающаяся потихоньку от ЕС Британия. Надо полагать, Brexit и стал катализатором политического «брожения» в Европе и привёл к конкретной реакции лидеров Европы. Берлин, Париж и Рим не случайно выступили именно сейчас, после британского референдума, на котором почти 52% избирателей проголосовали за выход United Kingdom из ЕС. Как передаёт «Мы согласны по этому вопросу: мы не будем вести ни формальных, ни неформальных переговоров о выходе Великобритании из ЕС до тех пор, пока не будет сделан официальный запрос на уровне Европейского совета», — цитирует агентство канцлера Ангелу Меркель, выступившую на пресс-конференции в Берлине после встречи с президентом Франции и премьер-министром Италии. Что касается плана реформ европейского проекта, то лидеры трёх государств в совместном заявлении обозначали три приоритета: «внутреннюю и внешнюю безопасность», включающую борьбу с терроризмом, развитие общеевропейской обороны и охрану внешних европейских границ, «сильную экономику» и «амбициозные программы для молодёжи». Как выяснилось, в «деле» также Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В проекте указано, что Германия и Франция «с прискорбием принимают к сведению тот факт, что британский народ проголосовал за выход Соединённого Королевства из ЕС», а посему Берлин и Париж призывают остальных 27 участников ЕС выполнить «двойную задачу»: сконцентрироваться на решении общих вызовов и добиться результатов по уже поставленным ранее вопросам. В документе объясняется, почему роль инициаторов принадлежит Германии и Франции: «Германия и Франция несут ответственность за усиление солидарности и сотрудничества в Европейском союзе». Чтобы «Европа сообща и уверенно выступала на международной арене», авторы проекта предложили сконцентрироваться на трёх сферах: безопасности, миграционной политики и экономике. Союз в области безопасности подразумевает стремление к единой политике в области обороны. Необходимо принять Глобальную стратегию развития Евросоюза, которая подчёркивала бы роль Евросоюза как «независимого и глобального игрока». «Германия и Франция убеждены, что пришло время обосновать действительно интегрированную европейскую миграционную политику», — отмечается далее в документе. Вопрос о защите границ Евросоюза «давно перестал быть национальной задачей», и поэтому предлагается передать её «первому мультинациональному ведомству по охране границ и побережья». Есть и конкретика: агентству «FRONTEX» будут «в среднесрочной перспективе» переданы человеческие и технические ресурсы. Кроме того, проект предусматривает создание электронной системы разрешений на въезд ESTA для граждан «третьих стран» — с безвизовым режимом. Ну и, разумеется, авторы проекта подчёркивают право беженцев претендовать на убежище (согласно Женевской конвенции). Наконец, валютный союз. «Франция и Германия несут общую ответственность за построение крепкого валютного союза, который может конкурировать на международном уровне», — цитирует РИА «Новости» документ. И вопрос власти. Согласно проекту, предлагается создать должность главы Еврогруппы. Этот чиновник будет подотчетён профильному комитету Европарламента. Европейский стабилизационный механизм (ESM) будет преобразован в Европейский валютный фонд, действующий под парламентским контролем. Кроме того, предполагается сделать шаги к созданию единого бюджета. Польский государственный телеканал «TVP», который цитирует Государства, которые согласятся участвовать в новом объединении, потеряют право на свою армию, спецслужбы, уголовные кодексы, налоговую систему, собственную валюту и центробанки, способные «реально защищать финансовые интересы национального государства». Самое интересное, что одновременно с проектом преобразования ЕС была озвучена и другая громкая инициатива. Черновой вариант «глобальной стратегии» ЕС попал в редакцию В документе отмечается, что политическая неопределённость создаёт угрозы и возможности ЕС. Германия и Франция видят на фоне грядущего откола Великобритании толчок к углублению сотрудничества в области общей обороны и безопасности в рамках ЕС. Обсуждение документа, продвигаемого госпожой Могерини, будет обсуждаться на саммите лидеров ЕС в среду. Особо говорится в черновике документа о необходимости «последовательного и единого подхода» к «стратегическому вызову» Москвы, поскольку «ЕС и Россия взаимозависимы». Речь идёт о сотрудничестве с Россией. «Поэтому мы будем сотрудничать с Россией, чтобы обсудить разногласия и сотрудничать в тех случаях, когда наши интересы пересекаются», — указывается в стратегии. Документ явно намекает «на постепенный процесс примирения», отмечает корреспондент Алекс Баркер. «Примирение» с Москвой связано с вероятным отколом от ЕС Британии. ЕС не обновлял свою стратегию безопасности с 2003 года, напоминает издание. В то время в союзе господствовал дух оптимизма. Не то теперь. Авторы документа обеспокоены «российской агрессией на Украине», «терроризмом у себя дома» и «миграционным кризисом на границах Европы», перечисляет журналист. В проекте «зловеще» отмечается: «Нам нужна сильная Европа. Это то, что заслуживают наши граждане, это то, чего ждёт весь мир…» И наконец: «Наш союз находится под угрозой… Наш европейский проект, который явил беспрецедентный образец мира, процветания и демократии, поставлен под сомнение». Несомненно, проекты столь великих исторических перемен были навеяны решением британцев на недавнем референдуме о выходе из Евросоюза: почти 52% проголосовали за Brexit. Политическая карьера сторонника ЕС премьер-министра Кэмерона разрушилась. И речь уже идёт об отколе от Соединённого Королевства Шотландии. Воля британского народа, по сути, запустила готовый механизм политической модернизации Евросоюза. Очевидно, что после исключения Британии в ЕС сформируется (можно сказать, уже сформировалась) новая тройка лидеров: Германия, Франция и Италия. К ним подключились Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Дело за следующими. Неожиданный Brexit дал некоторые шансы и Кремлю. Недаром мистер Макфол в США заявлял ранее о победе Путина на британском референдуме. Великобритания, выступавшая за санкции против России, теперь не будет играть в политике ЕС никакой роли. Вероятно, новый расклад может стать причиной если не отмены, то смягчения санкций в отношении Москвы. Обозревал и комментировал Олег Чувакин |
|
22.08.2016, 18:35 #2 | #2 |
|
Re: Туманное видение еврорейха?
Юнкер ставит Европу под ружье
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер по-прежнему рассчитывает на создание в будущем европейской армии. По его словам, такая армия не будет наступательной, но позволит ЕС выполнить его мировое предназначение. Об этом председатель ЕК заявил в воскресенье, 21 августа, выступая на форуме в Австрии. «Нам нужна общая европейская внешняя политика, политика безопасности и общая европейская оборонная политика с целью когда-то создать европейскую армию, чтобы иметь возможность выполнить нашу роль в мире», — сказал Юнкер. Напомним: идея создания единой европейской армии далеко не нова. Главные архитекторы Евросоюза в его нынешнем виде — французы Робер Шуман и Жан Монне (в 1950-е годы — председатель Европейской парламентской ассамблеи и глава Европейского объединения угля и стали соответственно) — как раз были страстными сторонниками создания единой европейской армии. Однако их предложения были отвергнуты. Большинство европейских стран перешло под крыло НАТО, а сам Североатлантический альянс стал главным гарантом коллективной европейской безопасности в годы холодной войны. Но в последнее время, на фоне украинского кризиса и наплыва в Европу мигрантов из Ближнего Востока, движение по созданию единых вооруженных сил ЕС снова усилилось. В марте 2015 года Жан-Клод Юнкер в интервью немецкой газете Die Welt заявил, что существования НАТО недостаточно для безопасности Европы, поскольку некоторые ведущие члены альянса — например, США, — не входят в ЕС. Плюс, Юнкер отметил, что «участие России в военном конфликте на востоке Украины» делает доводы в пользу создания европейской армии более убедительными. Такая армия, добавил глава ЕК, необходима и как инструмент отстаивания интересов Европы в мире. Юнкера тут же поддержала канцлер ФРГ Ангела Меркель, а также президент Финляндии Саули Ниинисте. Некоторое время спустя и президент Чехии Милош Земан призвал к созданию единой армии Евросоюза, необходимость формирования которой он объяснил проблемами с охраной внешних границ в период миграционного кризиса. В ход пошли и экономические аргументы. Так, официальный представитель ЕС Маргаритис Схинас заявил, что создание европейской армии поможет Евросоюзу экономить до € 120 млрд. в год. По его словам, европейские страны совокупно тратят на оборону больше, чем Россия, но при этом деньги неэффективно расходуются на поддержание нескольких небольших национальных армий. Понятно, что планы европейцев пришлись не по вкусу США и ключевому союзнику американцев в Европе — Великобритании. В 2015-м британский министр обороны Майкл Фэллон категорически заявил, что его страна «наложила абсолютное вето на создание европейской армии» — и вопрос сняли с повестки дня. Но после референдума о выходе Великобритании из ЕС идея, похоже, снова получила шанс на реализацию. Будет ли Европа создавать собственные Вооруженные силы, какое «мировое предназначение» помогут они выполнить ЕС? — ЕС пытается найти внешнеполитическое измерение, которое могло бы проецироваться на геополитический расклад сил, — уверен заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Неслучайно глава дипломатии ЕС Федерика Могерини неоднократно заявляла, что Евросоюз напрасно не занимается геополитикой. По сути, теперь ЕС пытается занять собственную нишу в геополитической игре, а для этого ему нужны определенные рычаги, в том числе европейские ВС. Вместе с тем, заявления о создании европейской армии пока носят характер кабинетной, чисто бюрократической игры. Эта игра заключается в попытках Брюсселя в каких-то вопросах надавить на Вашингтон, а также получить определенные преференции в торге с НАТО. Во многом это делается для того, чтобы за океаном не спешили списывать ЕС со счетов. На деле, Европа не готова отказаться от услуг НАТО по защите собственной территории. Да, альянс в ЕС критикуют за провалы в борьбе с терроризмом. Но в адрес самого ЕС уместна еще более жесткая критика, поскольку именно Брюссель, в первую голову, отвечает за внутреннюю безопасность. Кроме того, у европейцев нет ресурсов на создание армии, и не только финансовых. Не стоит забывать, что Североатлантический альянс располагает жесткой военной структурой, которая складывалась и совершенствовалась годами. Тогда как тот же Западноевропейский союз (организация, существовавшая в 1948—2011 годах для сотрудничества в сфере обороны и безопасности) всегда пребывал в тени НАТО, и в итоге бесславно почил. От этого союза у ЕС остались лишь несколько формальных структур — например, общеевропейский штаб. Но реального оперативного толка от такого штаба крайне мало. «СП»: — Если заявления о создании европейской армии делаются для торга с Вашингтоном и НАТО, в чем суть этого торга? — Речь идет о перераспределении полномочий в оборонной сфере. Здесь у европейцев имеется и Европейское оборонное агентство, и пул компаний, которые занимаются разработкой и производством вооружений. Как раз на этих направлениях у ЕС есть реальные заделы и преимущества, которые можно использовать в торге с американцами. Но в плане создания боеспособной армии Евросоюз наглядно демонстрирует, что не может обойтись без помощи США. ЕС нужна сверхдержава, которая бы цементировала национальные европейские армии — без этого дело не клеится. В частности, без США мгновенно начинают нарастать военно-политические противоречия между Германией и Францией. «СП»: — Какие вопросы могла бы решать европейская армия? — Она в любом случае оказалась бы придатком НАТО. Но в том-то и проблема, что сейчас в таком «придатке» нет смысла. В рамках новой стратегической концепции альянс существенно расширил свои полномочия, и теперь может заниматься широким спектром операций, включая операции по принуждению к миру и гуманитарные интервенции. Получается, задачи европейской армии и Североатлантического альянса неминуемо пересекались бы. Между тем, практика показывает: на что-то более серьезное, чем локальные операции, европейцы не способны. А обеспечивать без НАТО свою территориальную безопасность они просто не в состоянии. Недаром европейские страны, которые громче других кричат об угрозе территориальной безопасности, — например, республики Прибалтики или Польша, — бегут за помощью не в кабинеты ЕС, а в кабинеты исключительно НАТО. — Европейцы предпринимают очередную попытку избавиться от зависимости в военно-политической области от США, — считает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Первая такая попытка была сделана в 2003 году, когда Германия, Франция, Бельгия и ряд других европейских стран отказались участвовать в агрессии США против Ирака. Именно тогда лидеры ФРГ, Франции и Бельгии поставили вопрос о создании собственных европейских вооруженных сил. Дело дошло до некоторых практических действий — например, подбора руководства общеевропейскими ВС. Но США умело заблокировали эту инициативу. Вопреки уверениям европейцев, они усмотрели в европейской армии альтернативу НАТО, и это им не понравилось. Сейчас идея европейской армии снова возникла. Сумеет ли Европа ее реализовать, зависит от того, насколько Штаты будут сильны после президентских выборов, хватит ли у американцев сил на подавление «восстания» в ЕС. Европейцы осознают, что тратят средства и на содержание национальных армий, и на содержание всей структуры НАТО, однако в плане безопасности мало что получают взамен. Они видят, что альянс практически устранился от решения проблем миграции и борьбы с терроризмом в Европе. А у национальных европейских армий связаны руки, поскольку они подчинены Совету НАТО и Военному комитету НАТО. Более того, европейцы осознают, что именно американцы втягивают их в разного рода военные авантюры, и фактически не несут за это ответственности. Именно поэтому вопрос о создании европейской армии стоит сейчас довольно серьезно. Как мне представляется, Бундестаг и французский парламент готовы предпринять законодательные шаги, чтобы обособиться от Североатлантического альянса. По сути, ЕС ратует за создание именно европейской коллективной системы безопасности, которая будет базироваться на единых Вооруженных силах и спецслужбах. — Роль ЕС в военно-политических вопросах в мире совершенно не соответствует его месту в мировой экономике, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Фактически, эта роль ничтожно мала — ее не признают ни Россия, ни США, ни Китай. Преодоление этого несоответствия и имеет в виду Юнкер, когда говорит о том, что европейская армия поможет выполнить «мировое предназначение ЕС». Я в реализацию подобных планов не верю. В свое время эту идею пытались безуспешно реализовать куда более крупные политические фигуры — например, генерал и первый президент Пятой республики Шарль де Голль. При де Голле, напомню, Франция вышла из военной структуры НАТО, и убрала со своей территории управленческие структуры альянса. Ради реализации идеи европейской армии генерал даже пошел на очень существенное сближение в военной области с ФРГ. За это некоторые французские ветераны антифашистского Сопротивления поливали его грязью. Тем не менее, усилия де Голля закончились пшиком. Ровно тем же закончатся усилия Юнкера и других европейских политиков сейчас. Дело в том, что в сфере европейской безопасности абсолютно доминируют США, в том числе, в рамках НАТО. Никакой самостоятельной политики ни у ЕвроНАТО, ни у отдельных европейских стран в этой сфере попросту нет. И если у де Голля были какие-то шансы реализовать идею европейской армии на практике, сейчас, я считаю, это вообще невозможно… |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
Евросоюз |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Туманное будущее российского «Альтаира» | ezup | Гражданская авиация | 0 | 03.07.2019 12:38 |
Туманное будущее МиГ-35 | ezup | Авиация | 0 | 23.09.2011 18:39 |